Реклама – двигатель прогресса – это факт. Но сегодня, когда люди настолько привыкли к рекламе, что практически её не замечают и зачастую испытывают скорее раздражение, чем интерес, удивить целевую аудиторию совсем не просто. То ли дело раньше! Когда интернета и телевидения не было и в помине, реклама появлялась перед глазами потенциальных потребителей редко, и владельцы компаний стремились представить свой продукт как можно более оригинально. Как рекламировали товары в конце XIX века? Что делал изобретатель капиллярной ручки Ватерман, чтобы продать свой уникальный продукт, не имеющий на тот момент даже аналогов? Всегда и везде задача рекламы заключалась в том, чтобы подчеркнуть главное достоинство товара и привлечь внимание покупателей именно к нему, будь то перьевая или шариковая ручка, автомобиль или напиток. Многолетняя история коллекционирования перьевых ручек подпитывалась многочисленными мифами, которые в изобилии разрастались вокруг тех обрывков сведений о производстве первых экземпляров, что дошли до нас сквозь века. Широко известна история о том, как Льюис Ватерман изобрёл новую ручку после того, как его старое перо отказалось ему служить в момент подписания важного договора. Сегодня истинность этой истории подвергается сомнению. Точно так же и портрет Льюиса Ватермана, изображаемого наивным и дружелюбным человеком, сегодня видится в ином свете: изобретатель и основатель компании с многолетней историей предстаёт перед нами не мягким и добродушным, а достаточно жёстким человеком, настоящим дельцом с железной хваткой. По всем признакам можно судить о том, что Ватерман был не из тех, кто смиренно ждал, пока покупатели обратят внимание на его товар. Однако его биографии, опубликованные уже после его смерти, рассказывают о том, что он весьма неохотно рекламировал своё детище. Первые рекламные объявления о продажах ручки Waterman рассматривались только на условиях оплаты по факту, иными словами, Ватерман готов был отдать деньги за рекламу только после того, как она докажет свою состоятельность и эффективность. Стоит упомянуть, что первые объявления подобного рода появились в издании «Обзор обзоров». Существует версия, что регулярные рекламные объявления, призывающие купить ручку Ватерман, стали появляться в печатных изданиях с середины 1880-х годов. Некоторые сомнения вызывает тот факт, что в Лондоне «Обзор обзоров» не печатался до 1890 года, а в США он начал выходить только с момента открытия Нью-Йоркского офиса в январе 1891 года. Другие источники, обнаруженные сравнительно недавно, доказывают, что Ватерман с самого начала активно продвигал свои новые перьевые ручки. Реклама новой ручки Ideal Pen («Идеальная ручка») появлялась в Юридическом каталоге Хабблла в 1883-1884 годах. Со страниц журнала Ватерман сообщал, что его творение «станет идеальной ручкой, что можно проверить в течение 30 дней с момента покупки, в противном случае, деньги будут возвращены покупателю». Как и более ранние модели Waterman, эта ручка предлагалась как с готовым наконечником, так и с наконечником по выбору покупателя. Интересно, что на той же странице располагалась реклама конкурента – каллиграфической ручки Mabie, Todd & Bard. Кажется, что это самая ранняя реклама Waterman, но как определить, сколько ей в действительности лет? На титульном листе каталога отмечено, что его раздел о времени проведения судов охватывает год, который начинается с 1 декабря, и в государственных объявлениях о расписании судебных заседаний можно увидеть заметки с указанием даты обобщения информации в период с 1 июля по 1 декабря. Таким образом, реклама могла быть представлена относительно недавно – в декабре 1983 года для фактического издания в самом конце того же 1983 года или в начале следующего 1984 года (уведомление о предоставлении авторского права датировано 1984 годом). Вряд ли публикация была сделана позднее, на это указывает и адрес – Фултон-стрит, что означает выпуск издания до переезда редакции на Мюррей-стрит в марте 1884 года. В «Хаббл» реклама появилась в первые несколько месяцев с того момента, как перьевые ручки Waterman увидели свет. Были ли ещё более ранние объявления? Возможно. Но документальных подтверждений этому пока что нет. Одно очевидно – вопреки расхожему мнению, Льюис Ватерман явно не был противником рекламы и прибегал к громким лозунгам, чтобы привлечь внимание покупателей. И, возможно, это во многом повлияло на то, что сегодня мы можем без труда приобрести качественные перьевые ручки бренда со столетней историей, вкусный шоколад или детскую игрушку, ориентируясь на рекламу. |
|