 В конце XIX века, незадолго до золотого юбилея правления королевы Виктории, после нескольких лет труда и многочисленных испытаний наконец-то увидела свет по-настоящему надёжная перьевая ручка. Таким образом, была удовлетворена давно назревшая необходимость в мобильном пишущем инструменте с резервуаром для чернил, который в течение некоторого времени не нуждался в пополнении. Изобретение современной перьевой ручки приписывают Льюису Эдсону Ватерману. Он разработал и запатентовал надёжную систему подачи чернил. Патент был выдан Ватерману 12 февраля 1884 года, и именно эту дату можно считать официальным днём рождения перьевой ручки. Система Ватермана предусматривала тройной канал в резервуаре и капиллярную систему, которая контролировала подачу чернил за счёт движения воздуха. Работа, которую проделал Ватерман, существенно улучшила перьевую ручку. Теперь чернила плавно вытекали и равномерно распределялись по бумаге по велению пера. С тех пор, как родилось это изобретение, основной принцип подачи чернил оставался, в сущности, неизменным, менялись лишь детали, система совершенствовалась с годами, но общий принцип сохранялся на протяжении десятилетий. Ватерман работал агентом в издательстве, преподавателем стенографии и страховым агентом до того, как он решился вступить в увлекательный мир создания перьевых ручек. Широко известна легенда, согласно которой он принял решение разработать собственную системы подачи чернил после того, как при подписании страхового договора с важным клиентом его внезапно подвела новенькая ручка. Именно этот случай подтолкнул агента к созданию безопасной и надёжной перьевой ручки, повлияв на его судьбу. Точно также в скором времени зажигалка Zippo изменила будущее своего создателя Джорджа Блэйсделла. Уже первые годы существования компании Waterman её продукция оказалась востребована в стране. Ватерман выпускал надёжные перьевые ручки, большие и маленькие, с разной отделкой, включая золото и серебро. Перьевые ручки Waterman доминировали на американском рынке письменных принадлежностей вплоть до рубежа веков, когда компания столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны других производителей. Неудивительно, что в 1900 году Ватерман получил медаль качества на Парижской выставке. В это время 7 из 10 продаваемых перьевых ручек носили логотип его компании. В первый год открытия производства Ватерман продал 200 ручек Waterman, цена в то время была не слишком высокой. А уже в 1901 году, когда он умер, каждый день продавалось около 1000 экземпляров, в том числе и более дорогих. К концу XIX века перьевые ручки стали символом образованности, благополучия и власти своих обладателей. Они были показателем статуса в эпоху неограниченного проявления богатства. Перьевые ручки было удобно носить с собой, они всегда могли похвастаться красивым дизайном и служили своего рода украшением, аксессуаром. Неудивительно, что многие стремились купить перьевую ручку. В течение первого десятилетия XX века возник спрос на большие перьевые ручки. Купить Waterman большого размера стремилось множество образованных людей, учёных, и их легко было узнать по большой ручке в кармане. Компания Waterman наладила производство гигантских ручек, которые захватили свою нишу и сфере пишущих инструментов. Кукольные ручки В то же время компания также производила полностью функциональные миниатюрные ручки, которые также захватили сердца любителей перьев. Миниатюрные товары во все времена служили предметом восхищения и привлекали престижных клиентов. Эти ручки – чудеса в миниатюре – были в сего полтора дюйма (40 мм) в длину, что в сравнении с популярными гигантскими ручками производило ещё больший эффект. Миниатюрные изделия также были известны как «кукольные ручки» - это прозвание закрепилось за ними после того, как одна из ручек стала частью уникальной экспозиции выставки в Виндзорском замке. Речь идёт о кукольном домике королевы Марии. Одна из миниатюрных ручек надёжно закреплена на королевском столе в библиотеке кукольного дома. Ватерман всегда подходил к рекламе своих изделий творчески, используя неординарные способы распространения информации о новинках с целью вызвать больший интерес среди потенциальных покупателей. Уже в наши дни две миниатюрных модели Cardinal красного и чёрного цвета были проданы наряду с обычными перьевыми ручка на аукционе издательства Bloomsbury, который проводился под руководством Александра Крама Юинга, ведущего специалиста по винтажным ручкам в Соединённом Королевстве. По оценкам аукциониста, стоимость этих редких ручек колеблется от 1500 до 5000 фунтов стерлингов. Красная «кукольная» ручка – очень редкий экспонат. Кукольный дом королевы Марии Согласно записям Крама Юинга, компания Waterman представила впечатляющий стенд на выставке, которая состоялась в Британской империи в 1924 году. Здесь были продемонстрированы самые большие и самые маленькие перьевые ручки в мире. Выставку посетило более миллиона человек, и все они стремились воспользоваться уникальной возможностью увидеть впервые выставленный на всеобщее обозрение знаменитый королевский кукольный домик. Кукольный дом королевы Марии – это великолепная миниатюра, созданная Эдвином Лутенсом в масштабе 1:12 в 1921-1924 годах. Примечательно, что «кукольные» ручки Ватерман – это не единственная драгоценная миниатюра, которую можно было увидеть в кукольном доме. Многие выдающиеся мастера, художники внесли свой вклад в этот шедевр, создав немало уникальных предметов. Крошечные картины, висящие на стенах домика, были шедеврами великих художников эпохи, среди которых сэр Уильям Орпен, сэр Альфред Маннингс, сэр Уильям Николсон и Амвросий МакЭвой. Королевская библиотека – наиболее интересная часть миниатюрной модели. В дополнение к портрету Елизаветы I, написанному Николсоном, здесь располагались крошечные книги в кожаном переплёте, с золотым тиснением в виде короны и королевского вензеля. Все они были написаны знаменитыми писателями и поэтами, в том числе Уолтером де ла Маре, сэром Артуром Конан Дойлом, Редьярдом Киплингом, К. Честертоном. Лишь Джордж Бернард Шоу отказался принять участие в этой работе. А чтобы достичь совершенства, в ящике одного из шкафов лежат рисунки и акварели художников Марка Гертлера, Рассела Флинта, Эдриана Стоукса. Получается, что «кукольная» ручка Waterman оказалась в выдающейся компании. Полюбоваться домиком и всем его содержимым можно и сейчас: для этого придётся собрать чемодан Wenger и отправиться в Лондон, чтобы посетить Виндзорский замок. |