Человек живёт в окружении вещей – близких его сердцу и не очень. Даже аскеты не могут отрицать того, что в обычной жизни им не обойтись без некоторых вещей. Привычные, незаметные, зачастую они играют в нашей истории такую роль, о которой мы даже не догадываемся. И справедливость требует, чтобы мы отдали должное их заслугам, признали значимость их появления, - тем более, что зачастую с их влиянием связано множество интересных и на первый (и даже второй) взгляд необъяснимых фактов. Так, как это происходит в случае, если речь идёт о простом письменном инструменте – пере.
Сегодня это в основном составная часть перьевой ручки: в качестве самостоятельного прибора он используется художниками, дизайнерами…Но ещё буквально несколько столетий назад оно обязательно присутствовало в каждом доме. Какую роль оно сыграло в нашей истории, что связывает его с величайшим проявлением свободы человека – творчеством?
История первая: творчество пером
Сложно поверить, но без перьев мы оказались бы лишены огромного наследия, которым сегодня обладаем. Мы могли бы не знать нашей истории, не иметь возможности наслаждаться стихами многих поэтов, смеяться и плакать над шедеврами писателей: их бы просто не появилось. Казалось бы, так можно говорить о любом человеческом изобретении, ведь без одного не было бы другого. Но случай с пером – особенный, он весь пронизан тайнами и волшебством. Возможно, не случайно многие чудеса в сказках связаны именно с ним. Но об этом позже, а сейчас о том, что сделало перо для нашего творчества.
Если отстраниться от чрезмерной восторженности и романтизма, то что дал нам этот письменный инструмент? С его помощью создавались летописи, отражающие историю в первую очередь России, но также и остального мира. Им создавались рукописные тексты, которые сегодня составляют основную школьную программу по литературе. Уже довольно значимый вклад, не правда ли? Но ошибочно относить эти заслуги исключительно к функциональной стороне пера, ведь в противном случае это слово можно было бы заменить на любой другой синоним письменного инструмента, который бы точно появился, если бы не изобрели героя нашей статьи.
И здесь придётся отказаться от логического мышления и обратиться к более таинственным материям. Необъяснимым образом многие культуры сходятся в одном: перо тесно связано с вдохновением. Оно не просто фиксирует мысли на бумаге, оно способствует их появлению. И то, каким было содержание летописей, и то, что появлялось в воображении Пушкина, Лермонтова, более поздних представителей изящной словесности, во многом зависело от того, что они держали в руках. Каким-то мистическим образом перья притягивают к себе одну из прекрасных представительниц мира Муз, в результате чего рождаются чудесные стихи, пьесы, рассказы, совершаются открытия новых звёзд, красочно запечатлеваются события…Список можно продолжать ещё долго.
Конечно, немало скептиков скажут, что всё это выдумки и отрыв от реальности, что вдохновение – это всего лишь техника. В каком-то смысле, они правы. Действительно, у каждого человека есть свои приёмы и способы заставить мысль работать более продуктивно и творчески. Но не стоит упускать из виду и то, что перо стало одним из таких инструментов не в одной культуре и не для одного поколения: ведь даже сегодня оно остаётся необходимым атрибутом представителей творческих направлений. Может ли это быть случайностью? Возможно, да…Но и такая случайность – уже само по себе что-то нелогичное!
История вторая: творчество о перьях
Само творчество неоднократно удерживало в истории перо, тем или иным образом вводя его в свои непостижимые миры. Примеров тому немало, и в первую очередь – народные сказки. В них речь чаще идёт не о письменном инструменте, а о перьях различных птиц. В сказках народов Севера и японских народов мы встречаем упоминания журавлиных перьев. А Жар-птица? Вспомните сказку об Иване-Царевиче: "перо было так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". А Феникс?
В 1965 году появляется пьеса "Гусиное перо", авторами которой стали С.Л. Лунгин, а В.С. Пикуль создал миниатюру, посвящённую имевшему место историческому событию, когда умение вести деловую переписку посла нашей страны Семёна Романовича Воронцова позволило избежать войны Российской империи с Великобританией. И велась эта переписка именно гусиным пером – не одним, а целой связкой. Да и скульптура не отстаёт: так, в Харькове можно увидеть бюст Гоголя, который сжимает в руках героя нашей статьи.
Хотя, пожалуй, самым ярким примером того, как нашла отражение "вдохновляющая" функция пера в самом искусстве, служит сказка знаменитого датского волшебника Ханса Кристиана Андерсена. Именно он придумал историю спора между пером и чернильницей. Задумались они, кто же важнее, без кого бы из них не могло бы появиться историй, которыми зачитываются люди? Вопрос этот не решён и по сей день.
История третья: творчество и перо
Казалось бы, что можно ещё добавить? Мы попытались хоть немного показать, что привнесло в нашу жизнь перо. Вспомнили о его прошлых заслугах. Отметили, что сегодня она также продолжает выполнять свою функцию, хотя и уже значительно менее активно. Но неужели история этого инструмента подходит к концу? Неужели оно помогло нашему прошлому быть таким, какое оно есть сейчас, и теперь само остаётся в истории? Конечно, оно уже сделало немало, но так не хочется, чтобы его жизнь заканчивалась. И она действительно не заканчивается. Сегодня мы встречаем его в новой функции, но уже в другом воплощении: перо стало источником вдохновения для художников, но уже не как инструмент, а как холст, как полотно. В конце двадцатого – начале двадцать первого века начало активно возрождаться искусство народов маори – рисунок на перьях птиц. Удивительные по красочности миниатюры Джулии Томпсон, панорамные полотна Яна Дэйви и произведения других представителей этого творческого направления находят поклонников по всему миру. |
|